Ангела Меркела предложила разделить страны ЕС по признаку полноценности
«Каждому свое» — такую надпись сделали нацисты на воротах Бухенвальда, придав крайне негативный оттенок известному с античных времен афоризму, пишет украинский еженедельник «2000».
Поэтому не стоит обвинять меня в том, что я провожу некие параллели, но, судя по всему, именно этот принцип положен в основу новой концепции развития «европроекта», к которой пришли в Берлине.
«История последних лет показала, что в ЕС и дальше будут существовать различные скорости, что не все непременно будут участвовать в тех или иных интеграционных шагах», — сообщила бундесканцлер Ангела Меркель во время пресс-конференции по итогам саммита ЕС на Мальте 3 февраля.
Как сообщают СМИ, «суть идеи „Европы разных скоростей" — в разделении Евросоюза на „ядро", осуществляющее самые смелые интеграционные проекты, и отстающую периферию» Но давайте называть вещи своими именами: речь не о том, что «периферийные» страны не готовы в смысле «не хотят» к новым интеграционным шагам, а в том, что страны «ядра» будут определять, насколько те «готовы» и стоит ли их принимать в более узкий круг.
То есть, «ядром» будут наиболее высокоразвитые страны ЕС (Германия, Франция, Нидерланды и др.), традиционно относимые к «первому миру», а периферией будут наименее развитые страны Балтии, Польша, другие отстающие государства Южной и Восточной Европы, которые попросту не могут угнаться за экономическими лидерами. Их негласная роль европейских «задворок» будет концептуально оформлена. Говоря проще, прежняя концепция «единого европейского дома», в котором более богатые должны помочь бедным со временем достичь своего уровня, уходит в прошлое, потому что такие расходы и богатым уже не по карману. Теперь действительно «каждому свое».
Впрочем, думаю, речь идет не столько о «смене вех», сколько о формальном признании (да и то в предельно осторожных, обтекаемых формах) того, на чем политика расширения ЕС строилась изначально. Просто, видимо, пришло время назвать вещи своими именами, дабы «периферийщики» знали свое место и даже не пытались претендовать на большее.
И, собственно, что в этом удивительного? Ведь не только в ЕС разные страны живут по-разному — и в самых благополучных странах люди живут по-разному. Кто-то богат и успешен, а кто-то довольствуется скромным заработком или социальным пособием (пусть и весьма приличным по украинским меркам). Да, богатые там делятся с бедными (дабы не допустить социальных бунтов), но отнюдь не торопятся пустить их в свой бизнес, живущий по жестким законам конкуренции. И это же относится и к отношениям между государствами.
Стоит просто сделать элементарный анализ причин благополучия «первого мира». А их по большому счету всего три (и они взаимосвязаны между собой). Первое — «бабушкино наследство», накопления за столетия колониальной политики, созданная за это время инфраструктура.
Исторически сложилось и то, что, во-первых, на них работает контроль мировой финансовой системы. Именно валюты этих стран официально считаются «первоклассными» (такими их объявил им же подконтрольный МВФ), в них весь мир держит свои золотовалютные резервы, в них осуществляется мировая торговля.
Простая эмиссия дает этим странам огромный доход, а расположенные в Нью-Йорке и Лондоне рейтинговые агентства дают им наивысшие рейтинги, позволяющие кредитоваться под наименьший процент. Редкое государство «первого мира» не имеет госдолга на уровне 100% ВВП. И что характерно, и при прежней концепции новичков в зону единой европейской валюты допускать не торопились (хотя они были совсем не против). Такой чести удостоились лишь страны Балтии, Словакия и Словения. И представляется, дело не столько в успехах реформ в этих странах (в Польше и Чехии они уж как минимум не меньше), сколько в том, что это пять самых маленьких стран из «новичков» ЕС, т. е. их доля в зоне евро — на уровне статистической погрешности.
Реклама 30
Во-вторых, «первый мир» практически монополизировал высокие технологии. Говорим: «везде Китай», но речь-то идет в основном о ширпотребе. Но летает мир на изготовленных в США и самых богатых странах ЕС самолетах, там же разрабатывается и производится все высокотехнологичное производственное оборудование и многое другое. И понятно, что делится своими нишами, тем более что только они способны обеспечить уровень «золотого миллиарда», никто не намерен.
В качестве эталона успешной евроинтеграции приводят Польшу и Чехию со Словакией — но сферы экономической деятельности, которые свойственны странам «золотого миллиарда», которые в значительной мере монополизированы ими и обеспечивают их исключительный статус, являются их «парафией» в международном разделении труда, в них практически не представлены.
Нет там предприятий концерна EADS (объединяющего практически всю аэрокосмическую отрасль Европы), не известно о ее заметном присутствии на рынке вооружений, уникального технологического оборудования и т. п. Не слыхать о польских ноу-хау в различных сферах науки и техники, расположенных в Польше научно-исследовательских и конструкторских центрах, чьи разработки и реализуются на польских и китайских предприятиях. Они, опять-таки, сосредоточены в странах «золотого миллиарда».
И шансов, что такие центры появятся, никаких. Для их создания нужны огромные средства, причем «длинные деньги», которые вкладываются без расчета на скорую отдачу. Такие инвестиции можно ждать только от государства или очень крупного бизнеса, а чаще всего — от их совместных усилий. Так, распространена практика, когда частные корпорации получают госзаказы на перспективные разработки.
О перспективах государственной поддержки гипотетических наукоемких отраслей польской экономики можно судить по санкциям за поддержку судостроения. «Из трех основных верфей, которые всегда были флагманами польского судостроения (Гдыньская, Щецинская и Гданьская), на сегодняшний момент функционирует только Гданьская. Причиной является решение Европейской комиссии, которая признала нелегальной государственную поддержку, оказанную Гдыньской и Щецинской судоверфям в прошлые годы после вступления Польши в ЕС, т. е. после 1 мая 2004 г. Решения в отношении вышеуказанных судоверфей повлекло необходимость продажи их имущества с целью возврата средств нелегальной (! — Авт.) господдержки».
Своего крупного бизнеса в этих странах также нет. Из-за обвальной приватизации в начале 90-х и политики широко распахнутых дверей крупный национальный бизнес так и не сформировался, практически вся экономика оказалась в руках транснациональных корпораций, чьи штаб-квартиры находятся в странах «золотого миллиарда», и там же остаются «сливки» от работы их польских филиалов.
Отсутствие крупных корпораций с местной пропиской взаимосвязано и с отсутствием значимого финансового сектора. Не является Польша международным финансовым центром, где «крутятся» миллиарды долларов и евро со всего мира, не кладут в польские и чешские банки ищущие «спокойную гавань» капиталы. А ведь финансово-посредническая деятельность, аккумуляция капиталов со всего мира вносит очень весомый, если не решающий вклад в благополучие стран «золотого миллиарда».
Польша стала европейским Китаем, цехом по производству ширпотреба, выдерживающим конкуренцию с Юго-Восточной Азией благодаря относительно дешевой рабочей силе (дешевле, чем в Греции и Португалии), беспошлинному выходу на рынки ЕС и близости основного рынка сбыта. Но и этой ниши хватило лишь на Польшу да Чехию со Словакией. Прочие же страны Восточного блока, вошедшие в ЕС, влачат жалкое существование, а уровень жизни в Румынии и Болгарии не выше существовавшего на Украине до «Евромайдана».
А теперь этот их статус будет закреплен «официально», от всех обязательств «ядро» Евросоюза будет отказываться. Впрочем, это не значит, что кто-то даст странам-«задворкам» отказаться от своих обязательств перед богатым «ядром», в частности — защищать свои рынки, избавиться от назойливого вмешательства в свои внутренние дела. От роли европейской прислуги их никто освобождать не намерен.
Александр Фидель.
От редакции. Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.
Фото: AP/ТАСС