В продолжение темы:
Генрих Дауб
«Мёртвые срама не имут» (Князь Святослав, Х век.)
Бывший премьер-министр федеральной земли Бранденбург и председатель Германо-российского форума – организации, которая считает своей задачей способствование большему взаимопониманию между народами Германии и России Маттиас Платцек, высказал своё мнение о реакциях на выступление русских и немецких школьников в германском бундестаге в день поминовения мёртвых в ноябре этого года. (Stellungnahme zu den Reaktionen der Gedenkstunde im Deutschen Bundestag anlässlich des Volkstrauertages 2017)
В нём он написал следующее: «Германия связана с Россией историей целого тысячелетия. Нападение нацистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года означало глубокий разрыв (этой исторической традиции – Г.Д.) и было частью самой большой и самой ужасной истребительной войны в истории человечества…»
Далее, сказав традиционные для германских политиков слова об «особой ответственности немцев за страдания», которые «принесла нацистская Германия народам Советского Союза», он отметил, что «совместное выступление русских и немецких школьников в бундестаге, посвящённое памяти жертв войны, является зарождающим надежду жестом примирения и понимания между двумя странами.»
Отметив «большой вклад народов бывшего Советского Союза в примирение», Платцек заявил, что инициатива немецких и русских школьников заняться биографиями отдельных солдат из каждой страны, «является частью этого процесса примирения и предпосылкой для лучшего взаимопонимания».
Не мог он в своём обращении обойти и истеричную реакцию в российском обществе на высказывание русского школьника Десятниченко из города Уренгоя: «Мне неприятно знать, что высказывания подростка, который напомнил об ужасах войны, используются в качестве повода для того, чтобы поставить под вопрос нашу взаимную готовность к пониманию. Я очень надеюсь, что непосредственный обмен между нашими странами останется живым и будет дальше расти. В особенности обмен между молодыми поколениями. В особенности, когда речь идёт о том, чтобы совместно вспоминать наших павших и общими усилиями сохранять мир».
Надеюсь, что и я внесу небольшой вклад во взаимопонимание, если скажу следующее.
Выступление русских и немецких школьников в бундестаге произошло в день, который в Германии называется Volkstrauertag. В переводе с немецкого это означает «народный день траура» (или скорби). В России должны понять: у каждого народа своя история и у каждого народа своя память, свои павшие отцы и деды, и каждый народ имеет право их поминать. В этом немцы находятся на почве христианской традиции: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». (Исход 20:12) Мы, немцы, хотим, чтобы продлились дни наши на земле и почитаем наших предков, как завещано, и не судим их. (Я говорю о народе, а не о нашей леволиберальной политической элите, которая эту заповедь каждодневно попирает.) Надеемся, что об этой заповеди большинство россиян тоже ещё помнят. И понимают, что у каждого народа свои традиции поминовения мёртвых.
В этот день все немцы идут на кладбища к могилам своих близких, к памятникам павшим, к братским могилам двух мировых войн и поминают своих умерших и павших, возлагают цветы и венки.
И вот здесь я должен сказать то, что заметил, проживая сначала в России, а теперь в Германии: в поминовении своих погибших во время Второй мировой войны у немцев существует совершенно иной подход, чем в России, в которой поминовение павших во время «Великой отечественной войны» понимается как чествование героев.
У немцев же это просто акт христианского поминовения мёртвых, немцы не сортируют могилы на могилы «героев» и «преступников». И хорошо ухоженные могилы немецких солдат вермахта, и такие же ухоженные памятники, посвящённые им, не означают для немцев ни восхваления, ни оправдания национал-социализма и политики Третьего Рейха. Точно так же, как хорошо ухоженные могилы русских солдат, которые умерли, находясь в плену в Германии и похоронены чаще всего на этих же кладбищах, а также возложение в этот же день цветов и на их могилы, не означают, что немцы делают это «из благодарности к освободителям». Это делается точно так же из благоговения к мёртвым, из понимания, что все они, в конечном счёте были жертвами тех обстоятельств, в которых жили. Немцы не используют день поминовения ни для прославления одной стороны, ни для очередного разжигания ненависти к другой стороне. Вынужден снова уточнить: имею в виду при этом сам немецкий народ, его традиции, а не левую [ругат.+сильное пренебрежение], которой у нас тоже развелось много.
Если те люди в России, которые этого не понимают и с яростью реагируют на простые и благородные с нашей точки зрения слова школьника, попытаются немного отойти от идеологизированного подхода к памяти павшим, то им удастся понять немцев и вообще народы других стран Европы в этом вопросе и они меньше будут волноваться о переносах могил и памятников погибшим советским воинам с центральных площадей европейских городов на местные кладбища. А когда им удастся отойти еще и от идеологии и политики глорификации победы Великобритании, США и коммунистического СССР над Германией в 1945 году, то, возможно они и сами смогут вернуться к христианской традиции и вспомнят мудрость великого русского князя Святослава – «мёртвые срама не имут». Пока же в России, очевидно, многие этого до сих пор не понимают. И продолжают с мёртвыми воевать.
При этом не могло не обрадовать и обращение к российскому обществу пресс-секретаря президента Путина Дмитрия Пескова с призывом «прекратить экзальтированную травлю» школьника из Уренгоя. Лично у меня это вызвало надежду, что возможно мальчик из Уренгоя, хотел он этого или нет, всё же заложил новую традицию в диалоге русских и немцев – разговаривать на равных, а не с позиции победителей с побеждёнными.
Роберт Гайгер
Как оценивать истерику вокруг выступления школьника?
Как оценивать вселенский скандал вокруг мальчика из Уренгоя по поводу сказанного им в бундестаге, разразившийся в России?
А вот как. Ненависть к немцам становится в России медицинским фактом. Стоит только произнести само слово «немец», как все набрасываются буквально как гиены на добычу, аж шипят от злости и ненависти. И не важно, о чём идёт речь, никто не вникает даже в суть вопроса, хотя бы как в этом случае, достаточно одной темы – немецкой – и всё, конец – обозлённость, ненависть и избитые, дежурные, трафаретные клише.
И это почти после века, как закончилась война! Понятно было бы ещё, если бы на дворе стоял 45-й год, а тут идёт уже 78-й год после окончания войны(!), а атмосфера такая, будто только вчера водрузили красное знамя на рейхстаге. Того поколения, которое воевало, уже практически нет, и отсюда вопрос: как могут люди, родившиеся уже после войны, знающие о ней по истории, так выходить из себя при одном упоминании слова "немец"? Тут явно что-то ненормальное, противоестественное. Кому-то для чего-то это очень нужно. Само по себе такое просто не может вдруг возникнуть. Вспомните 80-е, 90-е годы, отношения между Россией и ФРГ, Коль с Горбачёвым на Кубани, а в двухтысячные – отношения Путина с Шредером? Так что же вдруг произошло?
И это проявляется во всём, во всех передачах – Соловьёва, Шейнина, Ольги Скабеевой и Евгения Попова, Норкина и Беловой и др., в реакции присутствующих в студии, в бегущей строке, в которой высказываются по прямой линии зрители, и даже в поведении самих модераторов: стоит кому-то из выступающих хоть чуть-чуть объективно отозваться о немцах, о событиях, связанных с войной, не говоря уже о попытках в чём-то возразить официозной линии – Боже мой, что тут начинается: сами ведущие его обрывают, не дают договорить, переводят разговор на другую тему, не гнушаясь казуистикой и демагогией, буквально затыкают рот неугодному оппоненту. Просто противно смотреть.
В самом деле, ну что ужасного сказал этот мальчик в бундестаге? Самую простую, просто банальную вещь – что солдат этот немецкий, погибший в 1943 г. в русском плену, был ведь ни в чём не виноват, что это неминуемый результат войны, что война – это ужас и что надо сделать всё, чтобы войн не было. И только. Так что тут обидного, или возмутительного, или оскорбительного для русского человека? Что парень пожалел именно немецкого солдата? А почему его не пожалеть, ведь он же тоже человек?
И правильно он сказал, что солдат этот ни в чём не виноват. А какой солдат виновен в войне? Русские солдаты, гробы которых тысячами шли из Афганистана, разве были они в чём-то виноваты перед афганцами? Они что, должны были нарушать присягу и отказываться служить в армии и, значит, идти на войну? Нонсенс. Но в это даже вдумываться никто не хочет, в бегущей строке один идиот написал даже такое: отправьте его в Баварию, пусть жрёт там баварские сосиски. И подобные низости на каждом шагу.
Отсюда вопрос: откуда это берётся? Могут ли такие чувства возникнуть естественным путём у людей, знающих о войне только из истории? Конечно, нет. Это результат специального, постоянно проводимого и целенаправленного промывания мозгов, воспитания с детского возраста чувства ненависти к Германии и немцам. То, что я сегодня увидел на всех каналах и во всех передачах русского ТВ, очевиднейшее тому подтверждение и хрестоматийная иллюстрация. Не пойму, зачем делается?
Очевидная истина – мир и благодать в Европе может быть только тогда, когда будут по-настоящему добрые отношения между Германией и Россией. России бы радоваться, что в Германии появилась, наконец, новая сила – партия АдГ, которая сама (!) идёт навстречу России и выступает открыто за тесные связи с ней, нет бы её всеми силами поддержать и использовать ситуацию в свою пользу, так нет же, сами , как говорил мой тесть, простой, но умный вологодский мужик, «в рожу просят».
Ну в самом деле, кто из немцев будет стоять за Россию, когда там нагнетаются такие антинемецкие страсти?! Мы – Гроут, Дауб, Киллер, Триллер, я, другие наши сторонники и единомышленники из российских немцев – в меру своих возможностей прилагаем все силы к тому, чтобы больше наших земляков голосовало за АдГ, поддерживало её, вступало в неё, впервые от наших немцев два кандидата стали депутатами в бундестаге, Генрих Гроут официально утверждён помощником одного из них – Вальдемара Гердта, честного и смелого человека. Партия АдГ по результатам выборов в бундестаг стала третьей (!) партией Германии, это же триумф. И сами немецкие СМИ подчёркивают (со злостью), что в этом ей в значительной мере помогли российские немцы, массово проголосовавшие за эту партию. И мы сейчас делаем всё, чтобы закрепить этот успех.
Это тем более важно, что сегодня рухнули все надежды на создание коалиции CDU – FDP – Grüne (ХДС – либералы – зелёные), такое произошло впервые за историю ФРГ, а значит, впереди, возможно, новые выборы, так что поддержка АдГ должна быть максимальной, и мы все наши силы бросаем на это. А со стороны России в это же самое время вместо поддержки в немецком обществе пророссийских сил раскручивается по любому поводу антинемецкая истерия. Смотришь на всё это – и лишний раз думаешь: какое счастье, что уехал на свою историческую родину. Потому что просто невозможно было бы выдержать второй раз то, что происходит сейчас в немецком вопросе в России.