Вероучение базируется на Библии и Священном Предании, которое включает в себя постановления Вселенских Соборов. Базовые положения вероучения изложены в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права.
В Католической церкви существует семь таинств:
1) крещение
[spoiler]одно из важнейших христианских таинств. Признаётся всеми христианскими исповеданиями, хотя и не в одинаковом смысле. Согласно словам Иисуса Христа, водное крещение и сошествие Святого Духа — необходимое условие для рождения свыше (Ин.3:5). По учению современных ортодоксальных церквей, посредством крещения человек становится членом Церкви. Только после Крещения человек получает доступ ко всем церковным таинствам, прежде всего, к Причащению, в котором, по учению церкви, происходит соединение человека с Богом. Таинство состоит либо в троекратном погружении человека в воду, либо в обливании крещаемого с произношением священником установленных молитв.(*подробнее[/spoiler]
2) брак
[spoiler]христианское таинство благословения жениха и невесты, изъявивших желание жить совместно, как муж и жена в течение последующей жизни. Традиционно, бракосочетанию предшествует помолвка — уведомление окружающих о том, что двое собираются вступить в брак и могут оказывать друг другу знаки внимания.(*подробнее[/spoiler]
3) миропомазание (конфирмация)
[spoiler]одно из христианских таинств, через которое верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни. Речь идет о самом Святом Духе, Который сообщается человеку как дар. Совершается над человеком один раз в жизни, как и крещение. С таинством миропомазания не следует путать инаугурационное миропомазание монархов. Обычно совершается только епископом. Священник имеет право совершать это таинство только в экстренных случаях. Внешним выражением таинства является помазание миром лба, с возложением руки и произнесением следующих слов: «Прими знамение дара Святого Духа». В латинском обряде Католической церкви миропомозание обычно совершается над подростками в возрасте 13-14 лет или позже, поскольку считается, что это таинство знаменует окончательное введение христианина в состав церковного общества, и следовательно, должно осуществляться в сознательном возрасте. Католическая трактовка конфирмации зафиксирована в документах Тридентского собора. По совершению таинства верующий нарекается «воином Христовым».(*подробнее[/spoiler]
4) евхаристия
[spoiler](греч. ?????????? — благодарение), Святое Прича?частие — главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд; у православных, католиков, лютеран — Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина, и, согласно их вероучению, через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом. Совершение его составляет основу главного христианского богослужения, у католиков, православных, лютеран, англикан и некоторых других церквей — Литургии. В процесс полного сущностного (но не акцидентного) превращения хлеба и вина (Святых Даров) в Тело и Кровь Христову верит Католическая Церковь и Православная Церковь. Церковь видит в пресуществлении чудо всемогущества Божия, подобного чуду сотворения Богом мира из ничего или претворения воды в вино.(*подробнее[/spoiler]
5) исповедь
[spoiler]в иудаизме, христианстве и в исламе один из обрядов, в православии и католичестве — таинство покаяния, заключающийся в признании в совершённом грехе. Для совершения исповеди обязательно раскаяние и намерение в дальнейшем не грешить. Самым тяжёлым и опасным считается любой нераскаянный грех, и наиболее повторяющийся грех. Затем следуют грехи, повлекшие тяжкие последствия: самоубийство, убийство, аборт, стимулирование выкидыша, любой секс вне брака, измена православной вере (хула на Духа Святого), хищения, и проч. Каждому верующему рекомендуется иметь своего духовника — священника (желательно со своего прихода), преимущественно у которого бы постоянно и исповедовался бы этот христианин, и который бы управлял его духовным ростом.
[spoiler]Исповедь строго обязательна для всех католиков раз в год (даже если нет тяжких грехов), а также в случае тяжёлого греха (имея на совести тяжёлый грех до исповеди нельзя приступать к причастию). Многие священники рекомендуют исповедоваться раз в месяц или даже чаще, если есть такая потребность.
Для того, чтобы исповедь была действительной необходимо выполнение следующих условий:
Испытание совести.
Искреннее сокрушение о грехах.
Твёрдое намерение больше не грешить.
Искренняя исповедь перед священником.
Удовлетворение за грехи Богу и ближнему (прежде всего исполнение наложенной епитимьи и посильное возмещение ущерба, причинённого людям).
Выслушав исповедь, священник как свидетель и ходатай пред Богом, задаёт, если считает нужным вопросы, и говорит наставления (может назначить и какую-нибудь епитимию), затем молится о прощении грехов кающегося и, когда видит искреннее раскаяние и стремление к исправлению, читает разрешительную молитву. Хотя само прощение грехов совершается не в момент чтения разрешительной молитвы, а по всей совокупности чинопоследования исповеди. При этом, и на это часто указывают Святые Отцы, при сознательном утаивании грехов или отсутствии искреннего раскаяния перед Богом Таинство исповеди не совершается, даже если священник и прочитал разрешительную молитву.
Исповедание грехов обычно (но не всегда) происходит в специальной кабине, называемой исповедальней. Исповедальня сконструирована таким образом, чтобы священник имел возможность слышать исповедь, но не имел возможности видеть лицо исповедующегося (окошко исповедальни затянуто материей).(*обряд[/spoiler] (*Обряд[/spoiler] (*подробнее[/spoiler]
6) елеосвящение (или собо?рование)
[spoiler]таинство, совершаемое над больными, заключающееся в помазании тела освященным елеем, одно из семи таинств, служащее по учению православной и католической церквей духовным врачеванием от телесных недугов, а также дарующее больному оставление тех грехов, в которых он не успел раскаяться (или забыл их, но именно забыл, а не утаил сознательно). (*подробнее[/spoiler]
7) священство
[spoiler]в общехристианском использовании — посвящение человека, наделяющее его правами совершать таинства и обряды. Обряды и теология рукоположения значительно различаются среди христианских конфессий.(*подробнее[/spoiler] Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:
• догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении;
• учение о чистилище;
• учение об индульгенциях;
• широкое почитание Девы Марии (hyperdulia) ;
• почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу (latria), и почитанием святых (dulia);
• утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;
• централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей;
• безошибочность учительства папы римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra (см. Догмат о папской безошибочности);
• нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.
Особенности латинского обряда
• добавление «и от Сына» (филиокве) в символ веры. Следует отметить, что католическое учение говорит об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, но не как от разных источников.
• обязательный целибат священства;
• крещение, в большинстве случаев, через возлияние воды на голову, а не погружение в воду;
• совершение миропомазания только епископом (священник может преподать это таинство лишь в исключительных случаях, например, в случае смертельной опасности для принимающего таинство);
• употребление при евхаристии, как правило, пресного хлеба, а не квасного;
• причастие мирян или Телом, или Телом и Кровью Христа - и то и другое считается причастием во всей полноте; причастие священства только Телом и Кровью;
• подчёркивание значения тайноустановительных слов Христа в анафоре вместо эпиклезы;
• крестное знамение слева направо, а не справа налево как в византийском обряде (в том числе у православных), при этом знамение, как правило, совершается пятью пальцами, как символ пяти ран Христовых.