Я тут статейку перевёл одну, вот, делюсь публикацией
Исторические двигатели: Паровик Стэнли
Паровой двигатель автомобиля Stanley, 6 л.с.
Идея автомобиля, приводимого паровым двигателем звучит довольно странно, не так ли? Кто мог бы даже просто подумать о постройке чего-либо подобного? У вас должно быть около 15 минут перед поездкой для того, чтобы разжечь и разогреть паровой котёл, лишь после этого вы сможете сможете куда-то поехать, и плюс все эти клапаны, приборы и ручки на панели - насколько же сложно ими управлять...
К тому же, почему же мы всё-таки включили паровик Стэнли в наш обзор исторических автомобильных моторов?
Паровой котёл
Для ответа на эти вопросы, мы позовём сюда Джея Лино - наверное, самого главного энтузиаста и коллекционера автомобилей в сегодняшнем мире.
“Паровые двигатели были на самом деле достаточно надёжны для своих дней” - говорит Лино. “Преимуществом паровиков было отсутствие сцепления, трансмиссии, акселератора, магнето, а также пусковой рукоятки, которая могла сработать назад при неверно отрегулированном зажигании и сломать вам руку. Паровики созданы для того, чтобы работать вечно - ибо испытываемые агрегатами нагрузки весьма невелики.”
Паровой двигатель в контексте
1911 Stanley
Забудьте на минутку о том, что вы живёте в XXI веке, и представьте себе, что вы вернулись назад во времени, в 1910-е года. Бензиновый двигатель был изобретён в конце XIX века, может быть, лет двадцать тому назад, а первый бензиновый автомобиль вы увидели максимум лет пять назад. Генри Форд уже начал выпуск Модели Т, в 1908-м, а её двигатель потреблял алкоголь, керосин или бензин, потому что бензин ещё не был утверждён, как главное топливо для двигателей внутреннего сгорания. Даже компания Detroit Electric делала миленькие электромобильчики, бывшие на тот момент лучшим, что колесило по дорогам общего пользования.
Однако, с другой стороны, вы будете ездить на поезде с паровозом во главе, практически всю вашу жизнь. Ваш дедушка тоже катался на поезде с паровым локомотивом, и вы видите их повсеместно. Вы знаете о паровой технологии всё и вы её отлично понимаете, а главное - вы ей доверяете. К тому же, на сегодняшний день паровой автомобиль является самым быстрым и мощным из того, что вы можете купить.
Пока лучшие из бензиновых автомобилей делают максимум 40 км/ч, паровой автомобиль едет уже втрое быстрей. Для примера, Фред Мэрриотт установил мировой рекорд скорости для паровых автомобилей на суше 205,447 км/ч на усовершенствованном паровом Стэнли в 1906-м году. В 1907-м, при попытке улучшить рекорд до 225 км/ч он потерпел аварию.
Кстати, этот впечатляющий рекорд держится до сих пор, уже целых 110 лет - притом, не каждый весьма современный автомобиль способен передвигаться с такой скоростью! Оцените это.
Как паровой двигатель работает?
Паровой двигатель Stanley
Лино говорит вот что: “В паровом двигателе каждый ход поршня - рабочий, так что двухцилиндровый двигатель по числу рабочих ходов подобен бензиновому V8. А четырёхцилиндровый по числу рабочих ходов аналогичен уже V16. Вы можете использовать всю наличную мощность, что так выгодно отличает паровик от ДВС. Он дарит много веселья от вождения.”
Двигатель Stanley
Как утверждает Лино, в каждом цилиндре двигателя Стэнли, пар давит на поршень с обеих сторон. Таким образом, поршни совершают работу при каждом своём движении. Вот почему Стэнли, когда выдаёт 10-30 л.с. он также выдаёт и 800 фунто-футов (1085 Нм) момента. Этого вполне достаточно, чтобы сорвать шины с ободьев, и поэтому Стэнли был способен обогнать буквально кого и что угодно на дороге в 1910-м году.
Вот ещё одна причина, почему движок Стэнли крут: он имел всего-то 13 движущихся частей! Движок был соединён с задней осью напрямую, безо всяких трансмиссий. Это было весьма практично с точки зрения сложности функционирования и контролирования всех его многочисленных ручек и клапанов для управления паровой частью - и, клянусь, при езде в условиях современного трафика вы бы вздёрнулись.
Панель с приборами, рукоятками и клапанами.
Stanley Steamer 1909 Model R 20 hp Roadster - не самая лучшая машина для первоначального обучения вождению!
Движок разделён ан две основные части - на котёл и собственно двигатель. В топке котла сгорал керосин, нагревающий воду. Далее, пар направляется в движок и там заставляет двигаться поршни - и всё, что с ними связано. Потом пар направляется в конденсатор, чтобы, в виде воды, снова пойти на нагрев.
Двигатель Stanley, вид сбоку
Джей Лино: “Это займёт добрых 15-20 минут перед поездкой. Котёл работает очень похоже на водонагреватель. Вы зажигаете пусковую форсунку, а затем включаете котел, и получаете большой прилив пара.”
Одним из ошибочных представлений людей относительно паровиков является то, что паровой котёл - взрывоопасен. “Люди думают, что паровик может взорваться - но ни одного Стэнли не взорвалось за время эксплуатации” - возражает Лино. “Он не может взорваться - это не заложено в его конструктив. Внутри котла - тоненькие медные трубки, и максимум, на что они способны - это выпустить в атмосферу при повреждении тоненькую струйку пара, вместо взрыва.”
Паровики Stanley сегодня
Автомобиль, вид сбоку
Фирма Stanley изготавливала паровые автомобили около 25 лет, с 1901 по 1924 годы. За это время было выпущено около 9500 автомобилей. Примерно с 1924 года бензиновые двигатели стали доминировать безраздельно в умах людей, к тому же, ими было гораздо проще управлять. Но в первой четверти XX столетия, фирмы, производившие паровики, процветали - например, White или Doble.
Вы могли купить паровик Stanley с кузовом "Ранэбаут" менее, чем за $850 (примерно $20 000 по нынешнему курсу) примерно в 1910-м, но некоторые модели стоили вдвое дороже. Сегодня, можно найти Stanley Steamer в хорошем состоянии минимум за $50 000, а некоторые автомобили продаются (и покупаются!) более, чем за $200 000.
Если вам интересно почитать и посмотреть на автомобиль в действии, ищите интересные статьи и видео-эпизоды на сайте Джея Лино Jay Leno’s Garage, где Джей рассказывает и показывает всё то, что вы хотите узнать о паровых автомобилях. Эти эпизоды стоят того, что их увидеть.
Источник статьи
Перевод: John Warner